Если вы собираетесь в чартер в качестве члена экипажа и до этого никогда не были на яхте, то следующая информация для вас.

 

Что такое чартер яхт?

Чартер - это аренда судна с экипажем или без на определенный срок. Под судном здесь подразумевается разный вид - это может быть яхта (небольшая, рассчитанная на 4-10 человек, или большего размера), а если говорить про район Турции, то это может быть гулета (ударение на "е"), или это может быть катамаран, в то же время яхта может быть моторной или парусной (хотя она и называется парусной, но мотор там все-равно ясть, так что более правильное название будет парусно-моторная).  Аренда яхт бывает с экипажем или без экипажа. Чартер с экипажем обычно практикуется на больших судах, или же бывает на небольших яхтах при отсутствии опыта и лицензии у членов экипажа.

Здесь сразу оговоримся, что далее мы будем обсуждать только парусные яхты относительно небольшого размера и предполагаем, что мы хотим отправиться в чартер без экипажа, т.е. как минимум у одного члена команды (капитана) есть опыт и соответствующая лицензия.

Если вы планируете не просто отдохнуть на яхте, а быть на борту полезным членом команды, с первого раза выполнять команды капитана, получить первоначальные знания об устройстве яхты, то - читаем дальше.

 

Как стать полезным членом команды?

Есть две основные системы обучения яхтингу - английская RYA (более старая, обучение на английском языке) и американская IYT (более новая, с лояльным отношением к языку обучения, поэтому есть школы с обучением на разных языках).

В каждой их этих школ есть начальная ступенька в обучении - Competent Crew в RYA или International Crew в IYT.  Для желающих освоить эту первую ступеньку рекомендую учебник RYA: RYA Competent Crew (на рус.)

Замечу, что лично у меня перед своим первым чартером не получилось все это освоить, уж слишком много для меня оказалось новых понятий. Если у вас тоже не получится, не переживайте, побывав недельку на яхте, вы обязательно запомните основные понятия.

Осмелюсь немного проанализировать эту книгу и выделить то, что желательно почитать, а что можно пропустить:

  • устройство парусной яхты (в книжке рисунок на страницах 10-11). Здесь сразу пару замечаний: в книге приведена яхта с румпелем, а в чартере наиболее распространен вариант со штурвалом. Если тяжело разобраться где там что на том рисунке, то ниже приведу свои рисунки.
  • далее в книге виды стакселей, такелаж, паруса - если все осилите, то хорошо, если нет, то просто запомните что гик - это самая опасная часть на яхте, берегите голову!
  • морские узлы (в основном понадобятся два - выбленочный и беседочный), обращение с тросами, как вязать бухты, готовить концы, как работать с лебедкой - полистайте, но это все легко осваивается на месте;
  • работа с парусами (постановка грота, стакселя, взятие рифов) - тут есть много нюансов, так что из книжки многое может быть не понятно, а замена и уборка стакселя в мешок - это вообще надеюсь никогда не понадобится;
  • принцип работы паруса, курсы яхты относительно ветра - того, что есть в книге, вполне достаточно, т.е. это страницы 32-33;
  • все остальное - лавировка, повороты, швартовки, постановка на якорь, правила расхождения судов - задача капитана все это знать и давать четкие команды экипажу, а задача экипажа эти команды выполнять;
  • ночные вахты - это актуально только при длинных переходах, в первом чартере таких не предполагается, а в некоторых регионах (например, на Карибах) вообще запрещено если вы как капитан впервые плаваете в том регионе;
  • морская этика, безопасность - полезно будет если почитаете, если нет, то все-равно капитан перед первым ваших выходом в море проведет инструктаж.

Парочку моих картинок в помощь:

А это если хотите выучить названия всех веревок:

 

На будущее

Если книги покажется мало и захочется еще что-то почитать в дополнение к ней:

  • Еще одна неплохая брошюра "Парусная яхта. Устройство. Основы управления".
  • Онлайн учебник, который используется в той яхтенной школе, где я училась - http://yachtcollege.com/index.php. Лекции пишет сам инструктор, в некоторых лекциях используются мои рисунки. Тут очень много всяких терминов, так что наверное не стоит все сразу запомнить с первого раза, этот учебник наверное лучше уже смотреть когда решите, что хочется учиться дальше. Правда некоторые главы я бы рекомендовала новичкам, например, "Внутренняя планировка яхты" - весьма полезно почитать, если вы до этого не были на подобных яхтах.
  • Если захочется разобраться со всеми курсами и представить себе как происходит настройка парусов на яхте - можете посмотреть тренажер http://t.yachtcollege.com/ Это моя разработка, делалось на заказ этой же яхтенной школы и сейчас используется при обучении студентов.
  • Ну а если вдруг захочется узнать, что вас ждет если решитесь учиться на шкипера, то вам в помощь книга RYA Day Skipper (на рус.).

 

Что брать с собой на яхту?

На яхте ограничено пространство, поэтому требуется тщательный выбор своего гардероба. Здесь еще необходимо учитывать время года и регион плавания. В интернете можно найти много советов на эту тему, одну статью я сохранила на этом сайте, ссылку найдете ниже - Что брать с собой на яхту. Основы техники безопасности на яхте.

Здесь http://oso-de-oro.livejournal.com/403445.html можете почитать советы от Тетянки, которая была со мной на яхте, когда я училась на шкипера.

Обращаю внимание, что на яхте основное питание 12 В, поэтому для зарядки телефонов и других электронных гаджетов берите переходники. Кроме 12 В обычно на яхтах есть розетки 220 В, но они работают только когда яхта пришвартована у причала и этот причал предоставляет такой сервис как электричество (бывает что и нет).

 

Как вести себя на яхте

Основное правило - капитан на яхте самый главный, он отвечает за вашу безопасность на борту, поэтому вы должны выполнять все его команды. Как именно себя вести, что можно, а что нельзя - задача капитана все это вам рассказать на брифинге в первый день. Некоторые основные правила можете найти по ссылкам ниже.

 

Что еще можно почитать


kinata