Даже бывалым яхтсменам выбранная яхта наверняка незнакома. А уж те, кто на борту парусника впервые, даже не догадываются об особенностях её функционирования и правилах поведения в разных ситуациях. Поэтому перед первым выходом капитан обязан проинструктировать команду по нескольким темам.

Техника безопасности

- покажите каждому, где его личный спасжилет и страховочный пояс. Расскажите, когда их надевать (на ночной вахте, при болтанке и в любое время по требованию капитана);

- покажите всем штатные места огнетушителей, спасательного плота и медицинской аптечки;

- минимум один яхтсмен (кроме капитана) обязан уметь пользоваться VHF-радиостанцией и знать, на каких каналах кого вызывать и как именно (причём, по-английски);

- объясните, что одерживать яхту от причала или другой лодки можно, ТОЛЬКО засунув в щель кранец. Никаких «рукой или ногой» – травма почти гарантирована!

- ходить по палубе во время движения только обутым (чтобы пальцы уберечь от многочисленных железяк) и очень аккуратно (по наветренному борту, не наступая на троса и другие предметы – падаешь мгновенно);

- яхта на ходу под парусами кренится – для новичков это сюрприз. Как и то, что оставленные на столе предметы при этом легко скатываются и незакреплённые нож или вилка вполне могут в кого-нибудь воткнуться;

- чрезвычайно осторожно нужно работать на ходу на камбузе: при волнении очень легко плеснуть кипятком на обнажённое тело… Кстати, жАрку на подсолнечном масле по этой же причине лучше вообще исключить. И ещё: научите экипажных поваров не трогать плиту, подвешенную на кардане – чайник или кастрюля вполне могут с неё «спрыгнуть»;

- купаясь, помните, что некоторые морские рыбы и медузы жалятся – не трогайте неизвестных вам особей. А на мелководье опасайтесь наступить на морского ежа – его длинные иголки вонзаются глубоко в тело и обламываются. Если кончик не вытащить, непременно будет нагноение.

 

Корабельные нюансы

- Из крана умывальника вода течёт, как дома. Но подаётся она из бака определённого объёма, а пополнять её запасы можно только в марине и за деньги;

- не «убивая» бортовые аккумуляторы, холодильник на камбузе может работать в двух случаях: при включенном береговом питании (т.е., на стоянке в марине) и при работающем двигателе. Важно, чтобы все это знали и без напоминаний выключали/включали тумблер в остальных случаях;

- электролебёдкой якоря можно пользоваться лишь при соответствующих оборотах включенного двигателя (см. выше);

- вода из поддона в душе сливается не сама собой, а электропомпой – покажите новичкам кнопку её включения.

 

Туалетные неожиданности

- унитаз функционирует непривычно – покажите, чем качать и при каких положениях переключателя смыва;

- даже мужчины решают все свои дела только сидя – унитаз малого диаметра, волна толкает… Кто вообразил себя снайпером и не попал – моет за собой;

- в унитаз никакие бумаги не бросаются. Засоривший сам за собой и чистит;

- при одном из положений клапана смыва на крене в унитаз может набираться вода, вплоть до затопления яхты. Поэтому на серьёзных морских переходах кингстоны вообще перекрывают. Покажите всем, где эти кингстоны;

- если один из гальюнов оборудован сборным баком, объясните всем, что именно им нужно пользоваться в заливах, на якорных стоянках и в маринах. Если бака нет и всё прокачивается сразу в море – запрещается ходить «по-большому» в гаванях, маринах и где угодно, когда экипаж купается. Пришвартовались – пользуйтесь береговыми туалетами.

 

Как не укачиваться

На самом деле, учитывая щадящий режим отдыхательного яхтинга и защищённость обычных акваторий чартера, это не сложно. Нужно лишь соблюдать ряд простых правил:

- на ходу сидите в кокпите и держите в поле зрения горизонт;

- надоело на палубе – идите в каюту, только сразу ложитесь (если переход длинный – самое время отоспаться);

- ни в коем случае не работайте в каюте в согнутой позе – наверняка начнёт мутить. Что-либо рассыпали по пайолам – соберёте по приходу. Или попросите это сделать кого-либо из «мореманов»;

- таблетки от качки (если таки решили ими воспользоваться) принимают до отхода, а не «когда мутит».

Если начало укачивать:

- немедленно выходите из каюты на палубу;

- яхта опускается с большой волны – вдыхайте, поднимается на гребень – выдыхайте;

- лучшее занятие для укачавшегося – рулёжка: человек просто забывает о проблемах и они его покидают.

Профилактика: перед выходом хорошо покушайте, но не пейте спиртного (а «с бодуна» вообще в море лучше не соваться). Не наедайтесь чесноком, помидорами и другими продуктами, стимулирующими отрыжку.

 

Яхтенная этика

- не прыгайте на палубу своей или чужой яхты – внутри грохот просто жуткий;
- перед входом на борт тщательно вытирайте подошвы, а если вы не в палубной обуви – переобуйтесь;
- если яхты стоят в несколько рядов, то через чужие борта нужно проходить по палубе, но не через кокпит – уважайте чужую частную жизнь. По этой же причине не заглядывайте в открытые люки и иллюминаторы;
- разговаривая вечером в кокпите, помните, что на соседних яхтах, возможно, уже спят – убавьте громкость;
- ни в гавани, ни в открытом море ничего не выбрасывайте за борт – только в мусорные пакеты, которые утилизируются в марине;
- если рядом швартуется яхта – повесьте с этой стороны кранцы и будьте готовы принять их швартов (особенно, если там семейный экипаж, что почти всегда означает нехватку исполнителей). Вам ведь нетрудно, а завтра вас так же подстрахуют – это один из непреложных морских законов.

 

Автор: Богдан Парфенюк / "Фарватер"

Источник: http://pupa-yachting.com.ua/advices/bareboat/6

 


kinata