Лодка принята, продукты закуплены и разложены, народ разобрался где чья каюта, все готовы к увлекательному путешествию. Вот тот самый момент когда следует слегка перевести дух, собраться с мыслями, а капитану провести брифинг по безопасности на яхте.

Я это называю - капитанский коктейль, и звучит не так сухо, и команду располагает к душевной беседе.
Капитан - приготовьте команде Ваш любимый напиток ( здесь уже у кого какие вкусы чай, кофе, а можно и покрепче, главное не переборщить ) беседуйте, общайтесь,  донесите информацию до каждого, а не сухое изложите что можно а что нельзя.
 

Капитан на лодке главный

Главный не потому что это его прихоть и легкая мания величия, а потому что в первую очередь капитан отвечает за яхту и его экипаж, а значит последнее слово за ним. Это не означает что все остальные члены экипажа переводятся в ранг исполнительных роботов. Пожалуйста предлагайте, советуйте, но не спорьте с капитаном, если он принял решение, то оно не  обсуждается а выполняется.
 

 
Берегите себя

На яхте достаточно узлов и агрегатов которые могут внести в Ваш отдых не совсем веселые ноты. Каждый должен знать и помнить:
  • Гик, опасная штука, когда яхта идет под парусом, передвигаться только с наветренной стороны, а когда  идем полным курсом  запрещается покидать кокпит без разрешения капитана, не ну в каюту то можно :)
  • Шкоты, могут в любой момент натянутся, не наступайте на веревочки :)
  • Выходишь за кокпит, швартовка ( даже если ты не принимаешь в ней участие) - одень яхтенную обувь
  • Все передвижения по палубе ( даже если лодка стоит в марине) желательно осуществлять по правилу : одна рука для яхты вторая для тебя т.е. держимся, за палубу, леера, ванты
  • Передвигаясь по яхте смотрим под ноги, с непривычки первое время неизбежны частые спотыкания ( поэтому, еще  раз повторюсь - ходим в обуви ), ну и люки, на стоянках они как правило открыты, смотрите внимательно
  • При швартовке ни в коем случае не пытайтесь одерживаться руками - для этого используем кранцы
 

Море коварно

Море приносит радость отдыха и релакса. Но не забываем что это стихия ..
  • Спасательные жилеты, каждый должен подогнать свой жилет под себя, положить (САМОСТОЯТЕЛЬНО) его в своей каюте и знать где он находится
  • Если поступила команда  одеть жилеты - значит их надо немедленно одеть без лишних вопросов и комментариев. Не стесняйте самостоятельно одевать жилет, если появилось чувство тревоги, новичкам надо привыкнуть и к крену и к качке
  • Человек за бортом. Очень не хорошая ситуация. Если за борт выпали Вы - КРИЧИТЕ, команда должна знать что Вы выпали, а не опомнится вечером за ужином. Не старайтесь догнать яхту, Ваша задача сохранять спокойствие, беречь силы и тепло. Вам бросят круг подплывите к нему и ожидайте - своих в беде не бросают. Остальные члены экипажа четка выполняют команды капитана, все кто не задействован в спасательной операции, постоянно держат в поле зрения выпавшего за борт и указывают рукой в его направлении
  • Головной убор, обязательно, солнце очень коварно. На воде, ветерок - почувствовать не успеете как обгорите, или еще хуже солнечный удар получите.

 

Капитан капитан Вы вернитесь ...

Надоели Вы капитану, устал он от Вас и ушел ... ну а если серьезно - расскажите что делать в том случае если капитан по какой-то причине вышел из строя :)
  • Покажите как остановить лодку если она идет под парусами, как смайнать паруса
  • Как запустить двигатель
  • Если в команде есть более-менее подготовленный член экипажа ( а наличие такого очень желательно ) он берет управление командой на себя и ведет лодку в ближайшую марину
  • Если потерялись, не умеем, не знаем куда идти - настраиваем рацию на 16 канал ( покажите ВСЕМ как это делается) и передаем сигнал бедствия PAN-PAN, если ситуация критическая MAYDAY. Подробно расскажите команде об этих  сигналах - желательно также составить готовый текст для передачи в эфир и положить его возле рации
  • Покажите где на мониторе GPS навигации указываются координаты текущего место-положения - это очень важная часть сообщения о бедствии
 

Яхта может утонуть ?

Вообще-то парусная яхта считается самым безопасным водным транспортом но ...
  • Покажите где находится спасательный плот, ознакомьте экипаж с инструкцией по его использованию
  • Расскажите как активировать EPIRB
  • Объясните что сумма штрафа за "случайную" ложную тревогу может составлять достаточно серьезную сумму. Спасательные средства не игрушка, особенно доходчиво объясните это детям ( если таковые есть в экипаже )
 

Спускаемся в кают-компанию

 
Особо следует уделить внимание камбузу и гальюну.
 

Камбуз

  •  Газовая плита. Во время качки, никакой готовки на плите, перекусите бутербродами
  • Учуяли запах газа - сообщите капитану
  • Пресная вода, замечательно льется из крана, но не забываем что ее количество сильно ограничено, а еще ведь душ захочется принять - воду ЭКОНОМИМ
  • Холодильник очень полезная вещь - но питается он от аккумулятора . Это значит что КАЖДЫЙ должен следить за тем чтобы холодильник был выключен всегда когда яхта идет под парусом или ошвартована на стоянке где нет берегового электропитания, соответственно холодильник можно включать когда идем под двигателем или подключены к береговой сети.
Еще про электричество, очень аккуратно отнеситесь к использованию т.н. преобразователей питания 12-220 В , они сильно перегружают бортовую систему электропитания, лучше запастись 12 В зарядными устройствами для Вашей аудио-видео и моб. техники
 

Гальюн

  • "Туда" ничего не бросать, никаких бумажек, салфеток, тряпочек и т.д. Яхтенные унитазы не предназначены для такого рода отходов. Правило очень простое : кто забьет тот и будет чистить
  • Детально объясните экипажу какие действия необходимо совершать "до" и "после"
  • Назначьте ответственного ( или возложите эту обязанность на дежурного ) за контролем сливных кингстонов камбуза и гальюна. Хорошое правило - поставили парус ( сильное волнение на море ) слив перекрыли, иначе можно  и яхту затопить
 

Яхтенная этика

  • Будьте опрятны сами и требуйте этого от экипажа
  • На яхте должен быть порядок во всем. Взял - положи на тоже место.
  • Чистоту, поддерживают все. "Красоту" наводит дежурный, каждое утро, а еще лучше утром и вечером.
  • Для яхты одна обувь, для берега другая.
  • По яхте не бегают, на яхту не запрыгивают
  • На яхте общаются спокойно, крики и громкая музыка, особенно на стоянках признак оЧЕНЬ дурного тона
  • За борт НИЧЕГО не выбрасываем
Капитан коктейль удался ? Надеюсь владыке морей и покровителю путешественников не забыл налить ?
Удачных походов.

Источник: http://www.activeclub.com.ua/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=10872

 


kinata