Семимачтовый гигант «Томас В. Лоусон», названный в честь американского писателя, - это самый большой парусник за всю историю судостроения. Но корабль уникален не только своими размерами, но и судьбой.

 

Одним из типов яхт является шхуна - это яхта, у которой установлены две или более мачт. В свою очередь в истории известны примерно двадцать различных типов шхун: бермудские, сирийские, марсельные, устричные, баржевые и т. д.

До 80-х годов прошлого века шхуны строились исключительно с двумя или тремя мачтами. Первая четырехмачтовая шхуна «Вильям Уайт» была сооружена в Америке в 1880 году. Спустя восемь лет там же спустили со стапелей судно с пятью мачтами. Этого американским кораблестроителям показалось мало, и в 1900 году на свет появилась шестимачтовая шхуна «Джордж Уэллс». По ее подобию в США была построена целая серия торговых кораблей с шестью мачтами.

В конце прошлого века судостроитель Кроуниншильд дал репортерам нью-йоркских газет интервью. В нем говорилось: «Я приступил к проектированию гигантской стальной шхуны с семью мачтами». Прошло несколько лет. 11 июля 1902 года шхуна-монстр была спущена на воду. Длина корабля превышала 120 м, ширина – 15 м, осадка – 9 м. Семь стальных 35-метровых мачт напоминали заводские трубы. Их продолжением служили сосновые 17-метровые стеньги. Бушприт, вынесенный на 21 м впереди форштевня, нес пять косых парусов. Этот чудо-парусник назвали именем американского писателя Томаса Лаусона.

Еще на ходовых испытаниях «Томаса Лаусона» перед моряками встал вопрос: «Как назвать мачты?» Если следовать установившимся правилам, то мачты со второй по шестую должны были называться гротами. Капитан «Лаусона», предложил свою терминологию: 1-я мачта – фок, 2-я – грот, 3-я – бизань, 4-я – хлопун, 5-я – вертун, 6-я – ведун и 7-я – толкач. Это нововведение в морской практике запутало матросов, и они нашли оригинальный выход – мачты получили названия дней недели: от понедельника до воскресенья.

Парусник имел 25 парусов, а управляла этим парусников команда из 18 человек. Корабль был элегантным с виду, но непроворотливым. Вот что писал относительно мореходных качеств мастодонта его капитан Артур Кроули: «Время, потребное на перемену галса, когда это чудовище в балласте, составляет от десяти минут до бесконечности». И никто из команды «Лаусона» не мог понять, почему шхуна при одном и том же ветре правым галсом шла быстрее, чем левым.

Шхуна предназначалась для перевозки угля между портами восточного побережья Северной Америки, затем, в связи с увеличением спроса на нефтепродукты, парусник в 1906 году был продан и переоборудован новым владельцем под нефтеналивной танкер.

В 1907 году судну предстояло пересечь Атлантический океан с грузом нефтепродуктов. Шторм у острова Ньюфаундленд изрядно потрепал парусник, он лишился всех своих парусов и спасательных плавательных средств. Команда закрепила запасные паруса, а попутный ветер помог команде довести корабль к берегам назначения – Англии.

Однако на этом злоключения парусника не закончились. В пятницу 13 декабря сильный девятибальный норд-ост отнес судно к архипелагу Силли. Капитан Георг Доу решить предотвратить столкновение корабля со скалами Бишоп Рокк и приказал поставить его на якоря. За терпящим бедствие парусником наблюдали с прибрежных маяков. Когда глубокой ночью на судне погасли огни, и с бушевавшего моря потянуло запахом керосина, обеспокоенный сын лоцмана Хикса с командой поспешил на помощь паруснику.

На острове ими был обнаружен раненый старший матрос корабля Георг Аллен. Он поведал печальную историю гибели парусника. Якорные цепи не смогли выдержать напора сильного шторма и шхуна, ударившись о скалы, разломилась пополам. Вся команда оказалась в море, среди погибших оказался и лоцман Хикс. Капитана и механика парусника нашли живыми на близлежащих скалах. Георг Аллен вскоре от полученных травм скончался.

Это произошло в пятницу 13 декабря. Невероятно, но единственная книга писателя Томаса Лаусона называлась «Пятница – 13 число».

До настоящего времени останки уникального в своем роде семимачтового парусника лежат на дне Атлантического океана на глубине 17 метров.

Эта шхуна действительно была уникальной, и в память об этом казначейством островов Кука была выпущена уникальная монета. Эта коллекционная серебряная монета имеет диаметр 13 см и весит 3,11 кг!

 


kinata