История парусников насчитывает не одно тысячелетие. За это время лодки и паруса менялись разным образом. Первые лодки были небольшие и имели только один прямой парус. Со временем лодки увеличивались в размере, к ним добавляли конструктивные элементы для ведения боевых действий или для торговли, стали появляться косые и смешанные паруса. Но все это будет потом, а мы пока перенесемся в Древний Египет.

 

Прародительницей всех кораблей можно считать камышовую лодку. Точнее это был папирусный плот, потому как в Древнем Египте не было деревьев, пригодных для строительства лодок. Эта лодка была построена приблизительно 3500 г. до н.э., а по некоторым источникам даже раньше У нее не было мачты, но зато был слаженный экипаж для управления лодкой: сзади располагался кормчий с рулевым веслом, он направлял лодку, а по бортам сидели гребцы, работавшие веслами, как на каноэ.

Камышовая лодка. Египет, 3400 г. до н.э.

Камышовая лодка. Египет, 3500 г. до н.э.

 

Следующий этап в строительстве кораблей уже имел значительный прогресс - лодки стали делать из дерева и вооружать парусом. Нильские корабли за три тысячи лет до нашей эры все еще напоминали камышовую лодку, но уже имели мачту и именно тогда были подняты первые прямые паруса. Руль был несколько усовершенствован и прикреплен к шесту прямо под кормой.

Нильское судно. Египет, 3000 г. до н.э.

 

Египетские парусники строили, связывая папирусные пачки, причем снаружи располагали самые толстые из них. Парус был квадратный, полотняный или из папируса. Он держался на двух реях, связанных в одну длинную, которая крепилась на двуногой мачте. При движении вниз по Нилу ветер был всегда встречным, а при движении вверх приходилось преодолевать течение, так что парус был полезен.

Непрочная конструкция не позволяла египтянам выходить в море, поэтому такие корабли передвигались только по Нилу. А вот суда следующего тысячелетия уже имели гораздо большую длину и позволяли морякам выходить в море на тысячи миль. Это были и торговые суда, и военные корабли, при этом военные имели более мощный нос-таран.

Торговое судно. Египет, 1500 г. до н.э.

Военное судно. Египет, 1500 г. до н.э.

 

Вообще история кораблестроения Древнего Египта весьма интересна и обширна. Все древнеегипетское судостроение делят на несколько периодов: 

  1. Додинастический период (5300 – 3500 гг. до н. э.) - именно в это время появились камышовая лодка и первые корабли с парусами. 
  2. Эпоха династий фараонов (3200 – 2240 гг. до н. э.) - тогда в Египте появилось и стало развиваться деревянное судостроение, корабли уже имели значительно большие размеры, где-то в этот период перешел переход от примитивного гребка к веслу (египтяне заставили весло работать по принципу рычага). Торговые суда уже совершали дальние переходы, например в Индию.
  3. Времена Нового Царства (со II тыс. до н. э.). Египтяне начали использовать высокие хвойные деревья, специально завозившиеся для этой цели из Ливана. Балки, вытесанные из их длинных стволов, позволили делать суда повышенной прочности, делать обшивку судна, увеличить размеры паруса и весел. Соответственно увеличились и размеры судов: длина до 30 – 40 м, ширина до 4,0 – 6,5 м, водоизмещение до 60 – 80 тонн. 
  4. Более поздние времена (II тысячелетие - 300 г. до н. э.) - в Египте появляются боевые корабли, которые участвовали в морских сражениях на островах Средиземного моря и на побережье Южной Европы, корабли совершают путешествия вокруг Африки, начинается строительство Суэцкого канала. 

Со времен правления царицы Хатшепсут (1500 г. до н. э.) началась гигантомания египетских кораблей. По ее велению было создано торговое судно водоизмещением 1,5 тыс. тонн, имевшее длину 63м, ширину 21м, высоту борта 6м и осадку 2м, именно на нем перевозили по Нилу два 350-тонных гранитных обелиска от скал Асуана в священный город Фивы. А дальше и того больше - многоярусное судно водоизмещением 3 тыс. тонн, длиной 128м, шириной 17м, высота носа и кормы над водой - 22м, мачта высотой около 40м, длина весел верхнего яруса - до 19м, а управлялся этот корабль четырьмя тысячами гребцов. 

Египтяне использовали лодки и корабли не только в реальной, но также и в загробной жизни. Подтверждением тому являются лодки, найденные в разных гробницах. Впрочем, это тоже уже совсем другая история.

А камышовые лодки хоть и являются самыми первыми лодками, но они и в наше время используются в некоторых странах, например, в Перу или в Восточной Африке. Кроме того, известный норвежский археолог и путешественник Тур Хейердал в 1969 г. построил лодку из папируса и отправился на ней пересекать Атлантический океан. Но об этом мы расскажем как-нибудь в другой раз.

 


kinata