Каждый шкипер-чартерист обязательно рисует маршрут переходов перед поездкой. Ведь он должен набрать членов команды, а значит нужно показать куда яхта будет идти и очень красиво расписать места, в которых все побывают. И тут перед шкипером стоит вопрос - в чем рисовать маршрут, где его хранить и как сделать чтобы это было полезно другим?
Большинство используют гугл-карту. Это действительно просто и удобно. Но, как и в любом деле, то тут есть недостатки - эта карта принадлежит только вам, и скачать ее или нельзя вообще, или можно, но это не удобно делать. Дальше маршрут сохраняется в виде картинки и размещается где-то в личном блоге, на каком-то форуме или в фейсбуке. Карту нельзя посмотреть в увеличенном масштабе, и уж тем более подробно почитать про места стоянок и посмотреть фотографии. Обычно тот, кто создает анонс тура, приводит краткую информацию о местах, но, например, чтобы посмотреть где именно находится этот город, придется лезть в гугл и искать информацию по названию. При этом бывает, что название записано не правильно, или таких городов есть несколько в совершенно разных местах, и тут как никогда нужны координаты.
Есть еще другой вариант - воспользоваться каким-то порталом, позволяющим создать маршрут, задать параметры путешествия, набрать команду и т.д. Но что мне здесь не нравится - обычно такие системы закрытые и требуют обязательной регистрации на сайте. Т.е. чтобы просто посмотреть маршрут надо регистрироваться! Глупо как-то.
Я, как обычно, выбираю свой путь, он сложный, но интересный. А т.к. я программист, то я могу позволить себе сделать все, что в голову взбредет.
Моя идея заключается в создании некоторой базы данных типовых маршрутов. Маршрут в этом случае представляется в виде набора определенных данных: название, карта, расписанный по дням план перехода, длительность в днях и в морских милях, описание мест стоянок и достопримечательностей. При этом стоянки берутся из базы (лоции), и, если у вас разные варианты маршрутов, то не нужно каждый раз дублировать одну и ту же информацию. И главное - каждый желающий может все это посмотреть без всякой регистрации, почитать описание, скачать маршрут в виде отдельного файла и дальше с ним работать в любой удобной программе. В идеале если шкипер выберет данный маршрут за основу своего путешествия, то хотелось бы после окончания похода увидеть отзыв, комментарии и рекомендации.
Один из примеров такого маршрута - недельный маршрут по Турции (Marmaris - Orhaniye - Marmaris http://first-charter.nata.cv.ua/ru/routes/marmaris-orhaniye-marmaris/). Маршрут можно открыть в отдельном окне в виде интерактивной карты (кнопка под картинкой с картой - http://first-charter.nata.cv.ua/map/?route=Marmaris-Orhaniye-Marmaris).
Изначально маршрут рисуется в программе OpenCPN, затем сохраняется в виде gpx-файла и загружается на сайт. На сайте созданы скрипты для отображения маршрута на карте. И вот тут есть свои особенности и прелести.
1. При отображении маршрута используются разные цвета: движение в одну сторону показываем синим цветом, в обратную - желтым. Такое цветовое разделение удобно при маршрутах туда и обратно, потому как иначе все линии сливаются и все становятся трудночитаемым.
2. Карту можно двигать, увеличивать и уменьшать. Изменять масштаб можно кнопками внизу окна, колесиком мышки или просто проводя пальцами по сенсорному экрану (например, если смотрите на планшете).
3. Справа вверху на карте есть две кнопки управления, они позволяют управлять режимами карты и отображением слоев. Например, можно выбрать подложку для карты OpenStreetMap, можно спутниковый снимок, а можно забавный рисованный слой Stamen Watercolor. Скрипты позволяют добавлять другие подложки, т.е. при необходимости можно и гугл-карту подключить.
4. На карте можно отображать метки якорных стоянок, марин, городов, ресторанов и т.д. После отображения метки на ней можно клацнуть мышкой и тогда откроется диалоговое окошко с краткой информацией и ссылкой на страницу с подробным описанием.
5. На линиях маршрута тоже можно нажимать мышкой, тогда откроется окошко с информацией о длительности этого перехода.
6. В верхнем меню есть пункт Tools - Show Points of Interest, который показывает в левой части окна панель со списком точек из лоции. При этом должны быть включены соответствующие слои с помощью кнопки управления (она расположена справа вверху на карте).
При изменении масштаба или перемещении карты этот список автоматически обновляется, здесь всегда выводятся только точки, которые попадают в видимую часть карты.
Если нажать мышкой на названии точки интереса, то масштаб карты изменится таким образом, чтобы точка располагалась в самом центре экрана.
Здесь же в панели работает простой фильтр по вводимым символам и сортировка.
7. Еще одной полезной функцией на карте является поиск - вверху в строке меню есть отдельное поле для поиска. Если здесь вводить символы, то выполняется поиск по точкам, сохраненным на этом сайте и по данным сайта http://www.geonames.org/. Впрочем, это уже не относится напрямую к маршруту.
На данный момент в базе пока еще мало информации и маршрутов всего несколько, но постепенно база будет пополняться, так же как и будет добавляться новый функционал. Например, когда маршрутов станет больше, необходимо будет делать удобный поиск.
Не знаю кто в чем рисует свои маршруты, но я для себя определила именно такой формат - отдельно файл с маршрутом, и точки, привязанные к лоции, а для всего этого удобная интерактивная карта. Удобство просмотра маршрута и демонстрация участникам команды проверены на личном опыте. На "а вопрос куда мы вообще едем?" вы легко открываете карту всей страны и показываете нужное место. На вопрос "а что там интересного мы увидим?" вы открываете описание маршрута и показываете фотографии из каждого места стоянки. Если этих фотографий не достаточно - открываете координаты на гугловском сервисе фотографий (он же panoramio.com).
И, конечно, я не могу всех чартеристов заставить писать отчеты и делиться со всеми подробной информацией по маршрутам, но все-таки хотелось бы чтобы где-то была такая вот база данных. Поверьте, для начинающего шкипера-чартериста это ценная и полезная информация.
© KiNata
13.11.2015