Неделя яхтинга с друзьями по Турции. Друзья были впервые в чартере, а я впервые в роли капитана. Моя подготовка к этому чартеру включала создание этого сайта, сбор различной информации, придумывание маршрута, поиск билетов, гостиниц и т.д.

 

Куда и когда

Страна: Турция
Город: Мармарис
Даты: 06.06.2015 - 12.06.2015

Маршрут

06.06.2015. 1 день (суббота). Мармарис - Кумлубуку.
07.06.2015. 2 день (воскресенье). Кумлубуку - Гербексе - Серче Лимани - Бозукале.
08.06.2015. 3 день (понедельник). Бозукале - Бозбурун - Согут.
09.06.2015. 4 день (вторник). Согут - Дирсек.
10.06.2015. 5 день (среда). Дирсек - Бозукале.
11.06.2015. 6 день (четверг). Бозукале - Чифтлик.
12.06.2015. 7 день (пятница). Чифтлик - Мармарис.

 

Карта маршрута

Первоначальный маршрут был спланирован и размещен на сайте First Charter, планировалось, что мы доедем до Орхание. Посмотреть маршрут можно тут: http://first-charter.nata.cv.ua/ru/routes/marmaris-orhaniye-marmaris/

Но еще перед началом поездки пришлось его изменить, потому как у одного нашего члена команды самолет улетал в пятницу вечером, т.е. нужно было сократить переход в последний день, чтобы  успеть вовремя прийти в Мармарис. Затем маршрут изменился в первый же день - затянулась процедура приемки яхты и пришлось сократить переход первого дня. Ну и потом, уже во время поездки, маршрут менялся в зависимости от погоды, усталости экипажа и советов людей, которые тут уже бывали.

Итоговый маршрут оказался таким:

Подробности маршрута тут: http://first-charter.nata.cv.ua/ru/routes/marmaris-dirsek-marmaris/

С собой у меня был мой модуль gps к фотоаппарату, который пишет лог, так что теперь можно посмотреть реальный пройденный маршрут: http://nata.cv.ua/blog/sohranenie-marshruta-s-modulya-gps.html

 

Путевые заметки

 

1 день. сб. 6.06.15.
Приемка яхты, переход Мармарис - Кумлубуку

Вся команда приехала накануне, ночь ночевали в гостинице. Недорогой номер на 5 человек - апартаменты с кухней, всего 25 евро или 75 турецких лир. Кроме гостиницы еще есть пару мест на квартире.

Запланировали утром после выселения из гостиницы сборы на квартире, все вещи оставить тут, потом поехать в супермаркет Kipa, закупить продукты, заказать там доставку продуктов прямо в марину. Узнали у менеджеров магазина, что доставка бесплатная, а в машину можно будет еще закинуть наши рюкзаки.

Закупались где-то с 11:30 до 13:00. Двое остались возле супермаркета, для них было место в машине, они заехали за вещами, остальные на такси поехали из супермаркета сразу в марину. Водителя вначале спросили о цене, он сказал оплата по счетчику, будет где-то около 20 лир. Потом оказалось, что это он подумал про Нетсель марину, а до нашей нам обошлась поездка в 60 лир. В чартерной компании сказали, что в марину машину от Kipa не пропустят, но нас пропустили, в итоге довезли все прямо до нужного понтона. Вообще в марине есть свой супермаркет, практически все можно купить тут, но в Kipa получается дешевле.

В 14:00 начали приемку яхты, и это у нас заняло 4 часа. В чартерной компании выдали чек-лист, смотришь по списку, ищешь это на яхте и ставишь галочку если есть. Вначале самостоятельный осмотр, если чего-то нет или что-то не работает - отмечаешь, потом уточняешь у представителей компании. Первый раз по списку прошлись с Андреем (инструктор яхтенной школы Vitsail Yacht School, в которой я училась), затем еще раз уже с представителем чартерной компании. С Андреем я заранее договаривалась, что он поможет, все-таки это мой первый чартер, помощь не помешает.

Проверили, чего не хватало нам донесли, и в 18:30 мы отшвартовались. Асистансы чартерной компании помогают выйти из марины, потому как выход узкий. Потом по возвращению опять из надо будет вызвать чтобы помогли пришвартоваться. Сразу замечания по чартерной компании: полотенца вообще не входят в комплект постельного белья, предлагаются только за отдельную плату (5 евро). Мы в итоге недостающие купили дешевле в магазине тут в марине.

По первоначальному плану в этот день мы должны были доехать до Чифтлика. Но Андрей посоветовал ехать поближе - до Кумлубуку. В итоге переход был небольшим, но паруса мы в заливе возле Мармариса ставили - и грот, и стаксель.

В Кумлубуку приехали через 2 часа, т.е. в 20:30 мы пришвартовались у причала ресторана отеля Villa Florya. Швартовка кормой, сотрудники ресторана швартуют как попало, так что тут лучше посылать своего матроса на берег. Мы в итоге пришвартовались не с первого раза. Муринг здесь хорошо натягивается, вода и электричество бесплатные, если ужинаешь в ресторане (обычная практика в Турции).


 

2 день. вс. 7.06.15
Кумлубуку - Гербексе - Серче Лиманы - Бозукале

Утром из Кумлубуку вышли поздно - в 12:45, вышли так поздно, потому как утром еще была ознакомительная лекция для членов команды - изучали действия команды при швартовке (как готовить швартовы, как их подавать, как вязать на утке, что значит завести серьгой, знакомство с кранцами, как их вязать, а также работа с якорной лебедкой). Мне захотелось чтобы в дальнейшем команда была в курсе что будет происходить, и команда была не против послушать небольшой ликбез.

К 15:15 дошли до Гербексе, здесь запланировано купание, ныряние и обед. Спокойная бухточка с прозрачной водой, стоянка на якоре.

В 16:30 снимаемся с якоря и двигаемся в Серче Лиманы. Команде не нравится ехать под мотором, им хочется поставить паруса, но ветер для нас не подходящий и слабый, и на лавировку времени нет, надо проехать приличный кусок пути, и мне еще хочется иметь запас времени на случай если там не понравится и захочется ехать дальше. Возле Серче Лиманы таки паруса подняли, но ветер здесь как-то крутится, да и слишком слабый, так что поднятие парусов было просто чтобы все не заскучали.

В 19:00 зашли в бухту Серче Лиманы. Тут не понравилось не только мне, но и всем, какое-то мрачное место, и непонятно где тут стоять (у берега стоят несколько гулет, в глубине бухты у ресторана есть буйки, но свободных вроде бы не видно).

Принимаем решение ехать дальше и к 19:40 доехали в Бозукале. Здесь проехали по всей бухте и решили встать на якоре, так же как и другие несколько яхт - просто на якоре без всяких швартовых.


 

3 день. пн. 8.06.15
Бозукале - Бозбурун - Согут

Утро было интересное в плане развлечений для команды. Вначале трое на тузике поплыли к крепости. А к тузику у нас подвесного мотора нет, я решила, что и без него обойдемся, так что переплыть всю бухту на веслах - задача не для ленивых. Когда я встала, то первым делом подумала, что мне нужен свежий прогноз погоды, потому как ехать надо будет за мыс и очень хочется знать, что нас там ожидает, а в этой бухте интернет вообще не ловится. И, не успев проснуться, я делаю глупость - свой вай-фай модем цепляю к спинакер-фалу и начинаю поднимать в надежде, что на высоте будет интернет. Когда проснулся Ян и спросил меня что я делаю и как потом буду спускать, было уже поздно, модем был на высоте первой краспицы. Ну и ладно, приедут ребята, будет им новая задачка, чтобы не скучали, тем более что наш фотограф все-равно хочет на мачту залезть.
С поставленной задачей команда справилась на отлично - управились за пол-часа. Лишней веревки не нашлось, грота-фал не стали отцеплять, слишком уж он хорошо закреплен, а поднимали Артема вместе с гротом. Хотя ветерок уже был, но повезло, что не надо было поднимать выше.
После всех утренних развлечений и после завтрака, в 12:00 вышли из Бозукале, держим путь в залив Хисарёню.

У меня в первоначальном плане была запланирована ночевка в Бозбуруне, но Андрей посоветовал другое место - Согут. По дороге мы все-таки заехали посмотрели что из себя представляет Бозбурун, и, сделав круг почета, поехали дальше.

В 17:00 пришли в Согут. На ночевку встали у причала ресторана Octopus. Швартовка кормой к причалу, муринги, кольца на причале. Швартовка была при боковом ветре. При швартовке помогает сотрудник ресторана, контролирует яхты, сдвигает их плотненько. Ресторан пользуется популярностью, готовят вкусно. На причале есть вода, электричество, в ресторане вай-фай. На берегу душ с горячей водой, в душевой даже есть фен. Пляж, лежаки на пляже. Правда с берега вход не очень удобный - долго приходится идти, но можно спуститься в воду по лесенке у причала. В деревушке есть магазины. Отсюда ходят автобусы в Мармарис.

Залив всем нам очень понравился, он намного красивее Бозбуруна. Живописные горы, уютные домики на берегу, а чистейшая вода там привлекала, что я даже пошла купаться. Вообще это было единственное место, где за весь наш поход мне захотелось купаться.


 

4 день. вт. 9.06.15
Согут - Дирсек

Отход при боковом ветре. Отходили последними, до этого посмотрели отход других 4-х яхт. Все отход выполняли по-разному. Одни неправильно отдавали сначала наветренный швартов (их повалило на бок и они таки задели кормой причал, это был второй чартер капитана, российский экипаж). Другие много потравили наветренный швартовый и их повалило на нашу яхту (в команде было четверо каких-то пенсионеров, они перед отходом предупредили, что отходят, чтобы мы приготовились, мы и приготовились - почти все кранцы перевесили на этот борт и все стояли готовые одерживать лодку). В итоге они отошли красивее других. И пока я дальше читала лоцию и продумывала куда же нам идти ночевать, пришвартовалась еще одна лодка. Это был семейный экипаж, как для двоих, то они отлично справились. Посмотреть все это всем членам команды было полезно. Мы отходили - все "как по учебнику", и наш отход вся наша команда оценила как самый лучший за сегодняшний день, им со стороны видней конечно.

Итак, в 11:45 мы вышли из Согута. После выхода из бухты проехали немного под мотором, затем поставили паруса. Ставили зарифленные на первый риф, просто чтобы потренироваться. После мыса, посмотрев ветер, отдали рифы. Лавировались при очень хорошем ветре, команда ощутила что такое крен и морская волна. Потом задуло все больше и больше, волны увеличились, все соответствовало прогнозу - обещали ветер 15-20 узлов, порывы до 25. Паруса убирали на волнах и при сильном ветре, дальше ехали на моторе.

Вообще надо сказать, что за весь наш поход у меня всегда была боязнь порвать паруса - и когда ставили грот или стаксель при обычном ветре, и тем более при порывах. Я не знаю насколько они старые и прочные на этой лодке, а жертвовать депозитом совсем не хочется. Поэтому бывало что и грот не дотягивали, и совсем убирали при порывах или когда неизвестностно как будет дуть дальше. Ну в конце концов мы не на гонке, так что заниматься идеальной настройкой парусов вроде как и не нужно. А иногда, кстати, это делать было неудобно. Например, хочется потравить топенант, а он на этой лодке не заведен на стопор, а замотан на утке у мачты, очень неудобно.

К 15:30 дошли до Дирсека. Хотелось сделать перерыв, пообедать (или поужинать), и надо было решить ночевать тут или ехать дальше. Ехать дальше совсем не хотелось - в море волна, с парусами играться желающих осталось намного меньше, часть команды устала и засыпала на ходу, к тому же ехать до Селимие достаточно далеко, а мы потратили много времени на лавировку. В итоге приняли решение на сегодня расслабиться и ночевать тут. Поужинали, завели швартовы на берег. Потом еще раз трое сплавали на тузике к берегу, поднимались на гору. Успели только до середины, быстро стемнело.

Пока заводили швартовы дул ветер, лодку постоянно крутило, в итоге на заднем ходу съехали на глубину 8 метров, но якорь держит. Хотелось перезавести якорь и выбрать другие камушки на берегу для привязывания швартовых, но команда не горела желанием заново этим заниматься, от них поступило предложение ночью нести вахты. Не самый плохой вариант, тем более что в 3 часа ночи по прогнозу усиление ветра. Итак, решено - каждый (кроме меня и Наталки) несет вахту по 2 часа, с 22 до 8 часов получается 5 вахт. Можно и без этого обойтись, но команда похоже настроена сегодня и дальше осваивать яхтенное дело, так что вахты - это даже интересно. Перед тем, как идти спать, ребята даже поизучали приборы - на эхолоте поставили отметку глубины, при которой должен сработать аларм и подать звуковой сигнал.

Ночью в 3:40 при усилении ветра я просыпаюсь. Антон сидит на вахте, читает книгу, все под контролем. Я еще часик не сплю, делаю эти заметки.


 


5 день. ср. 10.06.15
Дирсек - Бозукале

Обещали ветер сельнее чем вчера. По плану хотелось выйти рано, пока ветер не дует нам в нос, а потом после первого нашего поворота поймать попутный ветер, прийти пораньше на стоянку и большую часть дня отдыхать, потому как команда уставшая.

Встали рано - в 7 утра, за полтора часа собрались и отошли, т.е. необычно рано для нашего похода. Завтрак легкий - только чай с печеньем и круасанами. Далее должен быть поздний обед или ранний ужин.

Многие яхты ходили с зарифленными парусами. но в итоге дуло не очень сильно.  Между турецким берегом и греческим островом Сими ветер вообще непонятно как дует. Мы шли бакштагом или фордевиндом. Потренировались рифиться, ставили завалталь и паруса "бабочкой". Местами скорость была 4 узла, местами падала. В заливе крутилось много других лодок, так что еще немного изучали правила расхождения судов.

В итоге дошли относительно быстро - к обеду (в 12:30) уже были в Бозукале. Швартовка при боковом ветре у причала ресторана Loryma. На причале у них пародия на кольца - свои веревки, завязанные кольцом, а местами швартов надо заводить за деревянную стойку под причалом. Сотрудники ресторана толково помогают. После швартовки они приносят всем гостям чай, так они тут всех встречают. Обедали на яхте, Наталка сделала супчик.

К этому ресторану пришло много лодок, в том числе 10 из какой-то регаты. Вечером подошла моя знакомая яхта "Polina" (учебная яхта из Vitsail sailing school). Потом еще на тузике подъехали еще пару знакомых, они тут со вчерашнего дня стоят на якоре посреди залива, но их яхту не узнала. А рядом с нами была пришвартована яхточка, на которой был знакомый немец Ральф, который с нами встречал новый год в Мармарисе на "Полине". Так что сегодня встретила всех знакомых здешних яхтсменов. А на учебной яхте студенты сегодня пишут экзамен.

Ужин был в ресторане. Салатики здесь "коварные", они слишком вкусные, их на тарелку набираешь сам сколько хочешь и какие хочешь, в итоге ими запросто можно наесться до основого блюда. Но основное блюдо готовили очень долго, мы почти уснули пока дождались. А после ужина хозяева разожгли на пляже костер, поставили вокруг скамеечки, желающие могли там посидеть. В общем место здесь душевное.

Насчет сервиса - водой здесь заправиться нельзя, к электричеству яхту тоже не подключишь, разве что просить у них генератор ненадолго. У ресторана у них солнечный батареи, так что можно подзарядить телефоны и ноутбуки у них в ресторане. В душе вода горячая, но легка солоноватая. Мой вай-фай модем связь не ловит. В ресторане обещали включить свой, но так и не включили.


 

 

6 день. чт. 11.06.15
Бозукале - Гербексе - Чифтлик

В 13:00 вышли из Бозукале. Шли с попутным ветром под парусами. Был план зайти в Арап Адасы, там перекусить и искупаться. Островка с моря не видно было, мы его проскочили. Вернулись, подошли ближе (около 16:00). С западной стороны у острова натянута одна рыболовная сетка, рыбаки с северной стороны ставят другую. Якорная стоянка нарисована как раз у северной части, с южной стороны камни. Если заходить с южной стороны, то в бухточке уже виднеется пляжик. В общем непонятно как заходить, решаю уходить отсюда, лучше попляжиться остановиться дальше в Гербексе.

До Гербексе уже шли только под мотором. В 17:00 остановились здесь на якоре, команда ушла купаться.

Из Гербексе до Чифтлика совсем близко, под мотором добежали минут за 40. На швартовку планировалось идти к ресторану Deniz, и там уже должна стоять "Polina". Причалов здесь побольше, от каждого ресторана свой, всего где-то 7. На причалах как обычно стоят сотрудники ресторана и машут флагами. Подходим ближе, вижу Андрея на причале, теперь он машет флагом, и все они показывают руками куда хотят нас пришвартовать, только кажется, что хотят лагом. Вроде бы левым бортом носом. Вешаем швартовы по левому борту. Подползаем ближе. Андрей кричит швартоваться кормой, все машут руками в надежде что я пойму их жесты. Ничего непонятно. Подхожу ближе чтобы узнать что они хотят. Оказывается предлагают швартоваться кормой между лодкой и другой частью причала, т.е. таки лагом, потому как мурингов у них тут уже нет. Теперь все ясно, отходим и готовим швартовы. Ветер, но подходим хорошо.

Здесь все хорошо - и ресторан, и его хозяин, и еда, и душ, и сервис (есть вода и электричество, причем для электричества хозяин даже переходник свой принес),  в ресторане есть интернет. Мой ноут и планшет автоматом ловит интернет с яхты "Polina", они стоят через одну яхту от нас. У них сегодня вечером еще один экзамен и ночной переход в Мармарис. У нас плану ужин и отдых.
После ужина иду считаю количество пройденных миль всего маршрута, чтобы записать в логбук себе и Антону. Первая моя запись капитанской рукой в чьем-то логбуке, необычное чувство и можно сказать исторический момент :)


 

 

7 день. пт. 12.06.15
Чифтлик - Мармарис

По плану утром у фотографа съемка рассвета, потом его поднимаем на мачту, опять же для фотосъемки, часов в 10 надо отшвартоваться и ехать в Мармарис. Чем раньше, тем лучше. Сегодня в 19 улетает Антон, надо успеть его доставить в Мармарис. Остальные члены команды остаются на яхте на еще одну ночь. По правилам чартерных компаний это норма - в пятницу вечером сдать яхту и остаться ночевать до субботы.

Фотосессия немного затянулась, так что вышли в 11:00. Шли под мотором без всяких парусов, потому как задача доехать побыстрее. Где-то через час были в бухте Мармариса, поехали на заправку в Нетсель марину, но тут была небольшая очередь - катамаран и пару яхт, подождали, развернулись и уехали. Когда принимали яхту, представители чартерной компании сказали, что можно заправиться в Яхт марине, только это будет немного дороже, разница в десяток курушей на литре, т.е. не так критично.

Итак, в 13:00 мы пришвартовались в Яхт марине. При заходе в марину я пыталась вызвать марину по рации, никто не ответил, пришлось звонить по мобильному телефону в компанию. После этого они прислали асистансов и швартовкой занимались сами.

Антон поехал на автовокзал, после этого началась сдача яхты. Сначала они проверили паруса - развернули, посмотрели. Потом далее по списку. О своих проблемах мы рассказали сами - вода в трюме, вода и масло под двигателем, весла не от этого тузика, проблемы с одним туалетом и еще мы разбили одну чашку. Парень все записал, при осмотре еще заметил отсутствие мягкой ручки на тузике (я вообще не видела это, оторвать не могла, так что мы тут ни при чем), с канатами долго разбирались ( по списку должно быть 4 по 15м, 1 - 30 м, 1 - 50м, у нас одного не хватало при приемке, принесли дополнительный, в итоге у нас оказалось 3 по 15 м, 2 - 30 м, 1 - 50 м, т.е. не так как надо, и это не отметили при приемке, так что при сдаче возникла непонятка). А с туалетом разбирались долго. Естественно они хотели сказать что мы виноваты, спрашивали что мы туда кидали, мы говорили что ничего, проблемы были с самого начала когда мы начали им пользоваться. Потом они продували, промывали, бегали ещё что-то делали, в итоге потом все тихонько разбежались, ничего не сказав нам. Мысленно я уже распрощалась с частью нашего депозита. Обидно - мы не виноваты, честно рассказали о проблемах, а с нас сдерут денежку. И похоже проблема осталась от предыдущих чартеристов, просто при приемке яхты представители компании не все проверяют. Мы подождали еще немного и пошли к ним в офис, там нас сказали все ок и мы можем забирать наш депозит. В итоге что с туалетом так они и не поняли, будут его потом разбирать.

В целом все закончилось удачно для нас, только все-таки остался осадок после этого. Поймали себя на мысли что про проблемы может быть вообще молчать надо.


 

 

Некоторые выводы:

- Изначально маршрут надо выбирать таким, чтобы его можно было легко изменить уже во время поездки. В моем случае было именно так, т.е. все было сделано правильно. И рисовать/изменять маршрут удобно в программе OpenCPN, спасибо Сереге, что однажды показал мне ее.
- В план маршрута желательно закладывать для себя по 1-2 свободных часа для написания отчета. Если в команде есть еще фотограф, то и его надо заставлять в это время что-то делать. Конечно это сложно, потому как хочется отдыхать, но если бы я не делала заметки по ходу, то сейчас не было бы этого отчета.
- В команду желательно включить пару человек, разбирающихся в яхтинге. Пусть они и не были еще в таком чартере, но у них есть опыт речных походов, опыт работы с парусами. И вообще в команде лучше распределить роли для каждого - кто-то занимается фото и видеосъемкой, пишет отчеты, кто-то занимается финансами, кто-то заведует на кухне и т.д. Это конечно в идеале, но именно так оно у нас и было.

Наша команда: Саша, Антон, Ян, Наталка, Артем, Иван, и я - капитан:


 

Захотите попробовать провести на яхте такой же отдых - обращайтесь! С радостью организуем путешествие на яхте, экскурсионную программу обеспечим, и, если надо, организуем профессиональную фотосессию. Или если захотите сами стать капитаном, научиться всем яхтенным премудростям - тоже обращайтесь, посоветую яхтенную школу и отличных инструкторов.

 

© KiNata
23.06.2015

 


kinata