В нескольких чартерах я была как член экипажа, а потом мне пришлось самой собираться в свой первый чартер в качестве шкипера. И тогда я решила спросить совета у того, с кем была в чартере. Итак, далее советы от Евгения Романова.

 

С чего начать?

Начать, я думаю, надо с выбора акватории и "набора" экипажа. Когда есть несколько человек, готовых внести аванс - можно бронировать лодку исходя из планируемой численности экипажа и акватории. Лодку лучше брать не слишком старую - не старше 3-4 лет, но и совсем новую - тоже не стоит. На таких лодках выше риск технических проблем, а у неопытного шкипера и без них стрессов хватает.
Я бы рекомендовал брать у проверенного чартерного агенства, либо известной чартерной компании с хорошей репутацией. Чартерные агенства ведут свой учет добросовестных и не очень чартерных компаний.

 

Страна плавания

Для первого чартера лучше выбрать места, в которых уже бывала в качестве члена команды. Турция-Греция неплохой вариант. В Турции яхтенный сервис получше, Греция поинтереснее. В самый высокий сезон, наверное, не стоит начинать. Где-то Июнь или Сентябрь (бархатный сезон). Сюрпризы погоды - минимальны, но следить за прогнозами (из нескольких источников :) ) - никто не отменял. Виза - как обычно для туристов. Греки, вроде, на въезде дают, если из Турции приходишь.

 

Выбор яхты

Чартерные компании начинающему лучше поспрашивать у более опытных товарищей. Яхту на первый чартер лучше такую же, как ту, на которой учился. Ну, в любом случае не больше 40 фт. Этим, кстати и экипаж ограничивается не больше 6-7 человек.

Когда начинать бронирование яхты. Чем раньше - тем лучше. При бронировании до НГ - как правило, скидка 5% на следующий сезон и выбор больше. В идеале - когда есть экипаж в полном составе и все сделали взносы :). Реально - если есть хотя бы 2-3 человека кроме тебя и есть еще потенциальные желающие. При таком условии - можно брать месяца за три. "Горящие" яхты (меньше месяца до чартера) можно брать при наличии полного состава экипажа, готового заплатить и взять билеты на нужное время. У меня такого ни разу не было.

Страховой депозит. Чартерные яхты застрахованы (и сами, и гражданская ответственность шкипера перед 3-й стороной, т. е. не собственным экипажем)
Страховой депозит - это по сути франшиза страховки яхты (мелкие повреждения страховка не покрывает). Обычно от 1500 (для небольших яхт) до 6-7 килоевро (для больших катамаранов). Из него же берется штраф за несвоевременный возврат. Если у чартерной компании нет претензий - возвращается в полном объеме. Но даже его можно "перестраховать", либо сделать damage waiver - небольшой невозвратный депозит 100-200 евро в неделю. Я предпочитаю оставлять депозит кредитной карточкой. Чтобы не "морозить " свои средства, в крайнем случае, при споре с чартерной, можно написать в банк чадж-бэк. И да, как правило, деньги со счета не снимаются - просто блокируются. А зачастую - просто делается слип, который возвращают после чек-аута. В случае повреждений, против которых не поспоришь - придется платить. Либо наличными, либо отдельным платежем с карточки. Дело в том, что депозитные деньги могут снять только целиком, а потом вернут Вам остаток. Вам надо терять деньги на конвертации и всех этих операциях?

 

Подбор экипажа

Большой и тяжелый вопрос для многих шкиперов. Мне первый раз повезло - экипаж сам меня нашел. А так - обычно знакомые, которые заинтересовались необычным видом отдыха. Кстати, на первый чартер настоятельно рекомендую хотя бы одного опытного члена экипажа - старпома. Почти такого же опытного, как капитан. Хотя, зачастую, старпом в первом чартере много опытнее капитана ;)

Я последнее время поступаю наоборот - бронирую лодку, а под нее - экипаж. Но я-то не первый раз в чартере :) . Беру то, что мне кажется интересным, и созываю народ. Как ты знаешь - не только знакомых. В фейсбуке, на форумах типа awd.ru , в ЖЖ-шечном сообществе yachting.rus... Когда набираю незнакомых сам - пытаюсь познакомиться, по мере сил, оценить адекватность человека. Бывает - по рекомендации беру.

 

Маршрут

Ну, вариантов маршрутов по Турции-Греции в интернете много расписано... Единственное - не рекомендую для первого чартера длинные нон-стоп переходы больше 30 миль. Я, правда, этого правила не придерживался, но у меня все же был к тому времени какой-никакой опыт дальних походов с одиночными ночными вахтами.

 

Подготовка

Расчет стоимости поездки. Для начинающего - очень просто. Цена аренды яхты + уборка известна, экипажу объявляется, что она делится на всех (независимо от числа участников), и все прочие расходы делятся на всех. Оценочно в Турции-Греции они составляют 100 Евро в неделю (плюс-минус 50 Евро погоды не делают), не считая ресторанов :)

Чек-лист. В интернетах встречал разные варианты. Авторы советовали обязательно проверять по своему чек-листу. А ЗАЧЕМ? Сдача-приемка лодка все равно идет по чек-листу компании. Если компания нормальная, зачем перегружать себя лишней и ненужной работой?

Есть вещи, которые надо проверить обязательно, в основном - касающиеся безопасности (то, что потом рассказывать на safety-briefing)

  • Спасжилеты-страховки
  • Где находятся sea-cocks и emergency plugs (может уважать начнут за такие вопросы :) ), хотя на относительно новых яхтах последнее - наверное не очень актуально
  • где что включается/выключается из электрики, где стоят предохранители.
  • движок проверить (представитель чартерной обычно сам показывает) - WOBBE - water (охлаждение), oil, belt, bulge, exterier
  • Якорную лебедку - проверить, не только от электричества, но и на всякий случай - чтоб вручную можно было якорь отдать (мало ли - у меня на новом Океанисе-40 развалился пульт управления лебедкой. В дорогущей вещи стоял китайский микропереключатель :( . Когда разобрались - проводки замыкали руками.
  • Buldge pumps - ручную и электро
  • где находятся огнетушители, кошма (fire blanket)
  • работу гальюнов проверить
  • Можно поинтересоваться от какого уровня показывает эхолот - от ватерлинии, под килем, или как.
  • Хорошо бы глянуть паруса на предмет целости/потертости. Наличие отсутствия fraying sheets, и прочих повреждений running rigging.
  • Ну и неплохо пройтись посмотреть на корпус на предмет царапин и вмятин от швартовок на бортах и по корме, на носу - от якоря, а также проверить целостность stantions, pushpit & pullpit

 

Евгений Романов,
RYA Yacht Master Offshore and Ocean, Cruising Instructor

 


kinata